Орыс тілі мен әдебиет

                   Тема: Односоставные предложения .  Определенно-личные предложения.

 Дата : 22. 11. 2018 г.

 Класс :11 « А» класс                       

 Учитель : Агайсина Р. К.

Цели: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения; повторить определенно-личные предложения ; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи ;  прививать любовь к русскому языку.

Ход урока                                    1. Оргмомент .

  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
  2. Запишите число, классная работа.
  3. На столе лежит лист оценивания . В конце урока спикер  оценит вашу работу.

 «5»- без ошибок             «4» – 1-2 ошибки               «3»- 3   и более ошибок

  1. Актуализация изученных знаний.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?

  1. 3. Цифровой диктант

 Задание  :перепишите  предложения .   Если предложение односоставное, ставим -1, если предложение двусоставное , ставим -2.

1 .Я помню чудное мгновенье. 2.  Яд каплет сквозь его кору. 3 .Зима.  4.И я судьбу

благословил. 5 . Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!6. Отчизне

посвятим души прекрасные порывы!7. Приветствую тебя, пустынный уголок.

8.Я гимны прежние пою.

                               4 Ключ  ) (слайд )

                                   (22121112)

  1. Проблемная ситуация. (слайд4)

Посмотрите на слайд и   найдите  односоставное определенно-личное предложение , выпишите его

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное  , о/л).  

Как вы думаете , какова тема сегодняшнего урока?

 Как на казахском языке называются односоставные определенно- личные предложения ?

                            6.Изучение нового материала. Анализ предложений.

 Задание : запишите  предложения , определите сказуемое  , чем оно выражено

 1 Люблю грозу в начале мая.- глаг .,1лиц.,  ед ч., .  наст . вр.

2  . Выйду , сяду под рябиной , буду слушать соловья – глаг., 1л., ед., ч. буд. вр .

3 . Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии .- глаг., 1 лиц.,  мн, ч., буд. вр. 

 4 Уходи , зима седая ! – глаг ., повелительного наклонения . 

 Вывод : о/л предложения – это односоставные предложения , в которых сказуемое выражено глаголом 1-2 лица  ед. и мн .ч.  настоящего и будущего времени  или глаголом повелительного наклонения .

 Какие местоимения к сказуемым  можно подставить  ?  ( я-мы, ты – вы ).

 Является ли обращение членом предложения ?

  1. Тренировочная работа

 Задание :  перепишите предложения , найдите сказуемое , способ его выражения , определите тип предложения .

 Уходим завтра в море . Задумчиво хожу и меряю пустых пространство мест. Храни меня , мой талисман . Дай мне , няня, мне перо и бумагу .Сижу за решеткой в темнице сырой .Шумите , осыпайтесь листья . Напиши мне письмецо!   На небе гаснут облака. Пойдемте  в сад  . Давайте поработаем. Соловьиное эхо несется  с блестящей реки.                             

  1. Творческая работа

 Задание : составить инструкцию на тему :   1 группе – «Утренняя зарядка».

 2 группа – руководство «Как приготовить салат из свежих овощей».

   3 группа – инструкция «  Как я делаю уроки «
                                      9. Тестирование. Взаимопроверка

Задание  : укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья, берегите природу!

                               Ключи:

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

                                 7  .  Работа с текстом

                                1 группа

 Задание : перепишите  текст  , найдите сказуемое , способ его выражения , определите тип предложения .Ознакомься с тем , что рекомендует Всемирная организация здравоохранения детям

 Познай самого себя. Пойми , как меняется и растет твой организм .  Содержи тело в чистоте . Часто мойся . Чисти зубы и ногти .  Заводи друзей . Будь хорошим другом сам . Научись говорить с друзьями и родителями.  Научись выслушивать их.

                                                2 группа

 Задание : разобрать предложение . Приветствую тебя , пустынный уголок

                                              3 группа

 Задание : перепишите текст , ставя глаголы , заключенные в скобки,  в форме множественного числа повелительного наклонения . Определите тип предложения .

 Отталкивание от опоры – необходимое условие движения . Но всегда ли так бывает ? ( Взять ) в руки тяжелую палку . ( Встать ) на лед . ( Бросить)  палку вперед . Что произойдет ? Вы покатитесь назад . Но вы ведь и не думали отталкиваться ногой ото льда.  (Какое явление в физике  мы рассмотрели ) Мы рассмотрели явление отдачи .

  1. Подведение итогов . Спикеры выставляют оценки .

 11 .Д/З $ на стр. 119, упр. 159

 

 

Открытый урок  по теме : Любимое время года .

 

Раздел III. Климат: погода и времена года

 Средняя школа № 20  имени Мариям Хакимжановой
Тема: Любимое  время года   ФИО: Таскумбаева Нагима Каликановна, учитель русского языка и литературы  
Класс: 6 «Ә» Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)  6.3.1.1- понимать основную информацию, определяя тему, основную мысль ;

6.4.3.1-представлять информацию в виде  текста- рассуждения ; 

6.5.1.1- употребление отрицательных местоимений и их   правописание ;

 

 

Цели урока Все учащиеся смогут :

Все учащиеся смогут:

– узнать,  что обозначают  отрицательные  местоимения, как они образуются;

– познакомиться с раздельным и слитным написанием отрицательных местоимений ;

– отвечать на «тонкие»  вопросы, употребляя  отрицательные    местоимения ;

– составить синквейн

Большинство учащихся смогут:

— составить текст- рассуждение  ;

– объяснить слитное и раздельное написание отрицательных местоимений ;  

Некоторые смогут:

–  анализировать эссе

Уровни мыслительных навыков  по Блуму понимание ,  применение, анализ, синтез, оценка
Привитие

ценностей

 

 

– развитие познавательных  и творческих способностей ;

 – воспитание чувства прекрасного;

 – развитие коммуникабельности , сотрудничества

Установленные ценности станут стержнем деятельности учащихся и проявятся в их способностях:

·         творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения;

·         быть коммуникативным, уметь   работать в коллективе;

·         проявлять уважение к мнению  других; 

·         быть дружелюбным и заботливым, чтобы относиться к себе и другим с уважением.

Межпредметные

   связи

География , казахский язык , английский язык , музыка
Предварительные знания Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности  письма и речи.
Ход урока:
Запланиро- ванные этапы   урока  

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

     1  мин.

 

 

4 мин.

 

 

I.Оргмомент.

Приветствие. Создание  коллаборативной  среды.                           Игра « Хорошее настроение ».

– Похлопайте в ладоши те,  у кого хорошее настроение, посмотрите друг на друга , улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

II. Проверка домашнего задания.

     Упр.3 с 125.

-На что указывают неопределенные местоимения?

-Когда неопределенные местоимения пишутся через дефис?   (вывод : указывают на неопределенные  предметы, признаки, количество. Пишутся через дефис , если эти местоимения образуются с помощью приставки кое-  и суффиксов –то ,-либо, -нибудь ).

 

 

 

 

 

слайд 1

Середина урока

 

 

 

5 мин.

   

 

 

 

    5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   

 

 

    

      2 мин .

 

     1 мин.

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 8 мин

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

      2 мин.

 

 

 

1 мин.

  2 мин

III Актуализация знаний.

 Послушайте и отгадайте загадки. Отгадки переведите на казахский и английский языки.

 *Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.                 
Зовут меня… (зима- қыс – winter).

* Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…(осень- күз-аutumn)

* Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла…( весна- көктем-spring)

* Это милая пора – 
солнце, зелень и жара.(лето- жаз-summer)

– О чем эти загадки? (определение темы урока).

2.Работа в тетради. Записывают число и тему урока.

Сообщение целей урока.

IV. Изучение новой темы.

      Работа по таблице «Отрицательные местоимения»

1.Отрицательные местоимения обозначают
отрицание(отсутствие)  предмета, признака,количества Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько
           2.Отрицательные местоимения образуются
от вопросительных местоимений

( кто? что? какой? чей? сколько?)  +  приставки НИ-,НЕ-

           3.Правописание отрицательных местоимений
Под ударением пишется  приставка НЕ-(некого ждать, нечему радоваться )  Без ударения пишется  приставка НИ- ( нисколько не устал, никакой беды)  
НЕ,НИ пишется с отрицательными местоиме-ниями слитно , если  между ними нет предлога ( ничего, никем , ничто, некого, нечего) НЕ, НИ пишется раздельно,

если  отделяются от местоимения предлогом

( не с кем  поговорить ,

ни перед кем не виноват )

    Физминутка(видео).

V. Закрепление изученного.  

   1. Упр.1.Ответьте на «тонкие»  вопросы,  употребляя отрицательные местоимения( устно).

  2. Не или ни? Слитно или раздельно?

 Спишите, объясните написание отрицательных местоимений. Определите падежи у отрицательных местоимений.

( работа  в группе )  

Для 1 группы :

*В доме н..кого не было. Мне  н…кого  было обвинять. Дети ни(на)что не  смотрели  .

Для 2 группы :

*На улице н…чего не было видно. Н…кого просить, если остался один.  Во дворе брат ни( с)кем не играл.

Критерии оценивания :

– правильно вставляют пропущенные буквы -1 балл

– допустили ошибку при   вставлении  пропущенных букв -0 баллов

– правильно раскрывают скобки-1 балл

– неправильно раскрывают скобки-0 баллов

-правильно объясняют правописание отрицательных местоимений -1 балл

– не могут объяснить  правописание отрицательных местоимений-0 баллов

– правильно определяют падеж  у отрицательных местоимений-1балл

– допустили ошибку при определении  падежа  у отрицательных местоимений-0 баллов

3.Упр с 131. Поговорим, поспорим( устно) .

   Прочитайте эссе, написанное ученицей. Определите его тему и основную мысль. Какое ваше любимое время года? Ответить на вопрос , используя ПОПС – формулу .

П- позиция. Мое любимое время года -…

О- объяснение . Потому что …

П- примеры. Например,…

С- следствие , вывод. Из этого следует , что…

Критерии оценивания :

определяют  тему эссе-1 балл

– затрудняются определить  тему эссе -0 баллов

– определяют  основную мысль  эссе-1 балл

– затрудняются определить  основную мысль  эссе -0 баллов

– отвечают на вопрос , используя ПОПС – формулу-1 балл

-отвечают на вопрос , нарушая  последовательность ПОПС – формулы-0 баллов.

4.Послушайте музыку П.И.Чайковского ( «Осенняя песня »).

-Как вы думаете , о каком времени года  напоминает   музыка?

-Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

 -Поделитесь своим мнением.

-Составьте синквейн к слову  осень.

Критерии оценивания :

дают правильный ответ на 1 вопрос -1 балл

неправильно отвечают0 баллов

дают правильный ответ на 2 вопрос -1 балл

неправильно отвечают на 2 вопрос0 баллов

соблюдают порядок составления синквейна -1 балл

–  не соблюдают порядок составления синквейна -0 балл

V.Итог урока.  Рефлексия «Незаконченное предложение».

       Сегодня

       на уроке

узнал  …
научился …
могу похвалить себя и своих

одноклассников  за …

 

VI.Домашнее задание. стр. 128,130  правило учить  упр 7 стр.130

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

портрет композитора

аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин Домашнее задание: с 128, 130 правило учить ,  с 130  упр .7

 

 

Тема урока

 ( 9 класс) ( государственный язык обучения).

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели и  места

Цели:

1.дать понятие об СПП с придаточными обстоятельственными цели и места, о знаках препинания в таких предложениях , о составлении схем.

2.уметь находить СПП с придаточными обстоятельственными цели и места , расставлять знаки препинания в таких предложениях, составлять схемы  .

3.воспитание интереса к изучению русского языка.

 Оборудование: Презентация, структурная карта.

Ход урока:

1.  Оргмомент. (слайд 1) 

2. Работа над предложением

 Задание: запишите предложение, дайте характеристику, найдите главное и придаточное предложение, определите место придаточного предложения , составьте схему предложения

         Язык, чтобы оставаться средством общения,  должен постоянно развиваться.

                                                                                                                   (А. Корнилов)

 (Пов., невоскл.,сложное, союзное, с/п).      

 [        , ( чтобы…   ),     ].

— Сформулируйте  и запишите тему нашего урока.

 (СПП с придаточными обстоятельственными цели)

3.Объяснение нового материала

Задание: прочитайте  $12 стр. 82-83,  ответьте на   вопросы  опорного конспекта

                                         « ВОПРОС»  (слайд 2)

В – вопросы (  зачем? для чего ? с какой целью?)

О – относится  ( относится ко всему главному предложению )

П – присоединяется союзами ( чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

о

С – стоит ( придаточное предложение может стоять впереди, в середине и  после главного предложения ).

                                    4 .Выборочная работа.   (слайд 4).

 Задание: прочитайте , определите тему и основную мысль текста.  Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели,  определите грамматическую основу предложения, составьте схемы, объясните знаки препинания.

 Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

     Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

     Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

     Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.  Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

А. Леонтьев.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.       

                             [ …       для того ], ( чтобы…   ).

                                             5  Индивидуальная работа ( опережающее задание). 

 Задание: 1( инд.) прочитать  $ на стр. 110, сделать вывод об СПП с придаточными  места.

 Вывод :

1.придаточные места обозначают место или пространство, где находится  или происходит то, о чем говорится в главной части СПП;

2.отвечает на вопросы :где? куда? откуда?

3.относится ко всей главной части;

4.присоединяется союзными словами: где, куда, откуда;

5.может находиться перед главным , после и в середине него;

6. в главной части бывают указательные слова

6.Прием «Думай- объединяйся-делись» ( Работа по таблице)

Задание:1 прочитайте предложения, сходны ли сложноподчиненные предложения в русском и казахском языках: а) по строению; б) по значению придаточных; в)по средствам связи?

                                                                         Сравните
 в русском языке в казахском языке
  1.Откуда дует ветер, оттуда и дождь.

  2.Он будет там, где буду я.

  3.Там , где дорога поднимается в гору,     растут три березы.

 

1.Жел  қайдан соқса,  жаңбыр да сол жақтан  болады.

2.Мен қайда болсам, ол да сонда болады.

3.Жол тауға көтерілген жерде, үш қайын өсіп тұр.

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся  7-го  класса

«Турнир знатоков русского языка»

Нет силы более могучей, чем знание:

                                                     человек, вооруженный  знаниями, непобедим.

                                                                                                   Максим Горький 

        В игре участвуют три  команды.  Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование:  плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Цели и задачи :

– формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной сис­темы знаний о языке , умений и навыков грамотно  пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;

– развитие творческих способностей, логического мышления детей;

– повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

– повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

– формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

– формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

– воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

– воспитание бережного от­ношения к русскому языку, привитие интереса к  изучению предмета.

Ход проведения.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние передано нам нашими предшественниками».

Ведущий. Сегодня в нашем турнире участвуют 3 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

Итак, за стол игроков приглашаются команды: .

1 команда – «Веселые и находчивые»

2 команда – «Любознательные»

3 команда – «Талантливые »

Победителя турнира определит компетентное жюри в составе(представляются члены жюри).

Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

Первый тур. Приветствие команд.

Команда 1. Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием все будем

Мы в турнире выступать.

Команда 2. И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Команда3. И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней –

И наша дружба крепнет с ней.

Второй тур. Разминка.

Команды отвечают на вопросы. У кого больше ответов, тот и победитель (за каждый правильный ответ — 1 балл).

*Словарный состав языка называется ( Лексика)

     *В русском языке падежей всего (6)

     *Какой признак у глагола был, есть и будет? (Время)

     *Какой раздел языка изучает слова как части речи ? ( Морфология )

     *В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?( Суббота)

     *Назовите буквы русского алфавита, не имеющие звуков?(ъ, ь)

     *Кто сочиняет стихи? (Поэт)

*Главный член предложения, отвечающий на вопросы И.п.( Подлежащее)

*Кого называют «солнцем русской поэзии » ? (А.С.Пушкин )

Ведущий: Прежде, чем перейти к следующему конкурсуотгадаем загадки-складки.

Глеб у доски повесил нос,       

Краснеет… (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов… (сквозь землю провалиться)

О чём пойдёт речь? (Об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах)

Третий  тур. Фразеологизмы

Ведущий. Подскажите фразеологизм.

  1. Близко –рукой подать.
  2. Водой не разольешь- дружные
  3. Быстро – сломя голову
  4. Замолчать –прикусить язык.

5.Обманывать – водить за нос

6.Как снег на голову –неожиданно

7.С глазу на глаз – наедине .

Четвертый тур. Аукцион синонимов.

Задание командам. Подберите синонимы к иноязычным словам.

Контракт — договор

Ситуация — положение

Полиглот – человек, знающий много языков

Дискуссия – спор

Антракт — перерыв

Монумент — памятник

Пятый тур . Знатоки орфоэпии.                                                                 

Командам раздаются карточки со словами, в которых нужно поставить ударения.

алфавит                            мусоропровод    

торты                                километр                                                                       

свекла                               досуха

обеспечение                     жалюзи

положить                         звонит       

     Конкурс болельщиков

  1. Что у цапли впереди, а зайца позади? (буква «Ц»)
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
  3. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
  4. Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
  5. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  6. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
  7. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  8. В каком слове сорок гласных? (сорока)
  9. В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
  10. Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).

                    Шестой тур. Продолжи пословицу.

Мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы . «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».

– Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).

– Маленькое дело лучше …(большого безделья).

– Семь раз отмерь, … (один  раз  отрежь).

– Один в поле … (не воин).

– Как аукнется, … (так и откликнется).

– Друзья познаются … (в беде).

– Терпенье и труд … (все перетрут).

– Куй железо, … (пока горячо).

Седьмой тур. Четвертое лишнее .

Найдите одно лишнее из четырёх предложенных вариантов.

Карточки одинаковы для каждой команды.

  1. существительное, наречие, сказуемое, предлог
  2. улететь, сбежать, писать, уплыть
  3. прилагательное, числительное, союз, местоимение
  4. лингвистика, фонетика, морфемика, грамматика
  5. [а], [ы], ], [э]
  6. чай-ка, професс-ия, за-кричать, пере-хотеть
  7. помогать бабушке, смотреть печально, интересная брошюра, осень наступила
  8. ], [л], [м], [н]
  9. мужчина, счастливый, скворечник, подписчик
  10. [ш], [х], [щ. [ч]

 Конкурс болельщиков.

Болельщики , посмотрев сценку, находят омонимы и уточняют их лексическое значение.

Сценка «Овсянка»

Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка.

– Я люблю овсянку! – добавил Коля.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком.

– Как это – вкусная?  Как это – с молоком?- удивился Коля.

– Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.

– Да ты про что говоришь? – не понял Коля.

– Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную. А ты про какую?

– И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни

пела.

– Каша песни пела?!- изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать!

– Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать!

Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

– Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба.

Завершить наше мероприятие нам хочется стихотворением «Выучи русский язык» С. Абдулл

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твёрдой опоре, –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость,

бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

 7 Работа над переводом( упр. 138 стр.111) ( по учебнику)

8.   Пунктуационный разбор.

 Задание :  запишите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного, расставьте знаки препинания.

1) Там где ранее было устье реки тропа взбирается на гору.

2) Куда ни взглянешь -всюду холмы.

.3) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

5) Где не достает разумных доводов там их заменяет крик.

6) Там где замешано честолюбие нет места чистосердечию.

7) Чтобы понимать людей надо любить их.

8) Дружба кончается там где начинается недоверие.

9. КЛЮЧ

1) Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.

2) Куда ни взглянешь,- всюду холмы.

3) Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности.

5) Где не достает разумных доводов, там их заменяет крик.

6) Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию.

7) Чтобы понимать людей, надо любить их.

8) Дружба кончается там, где начинается недоверие

                10. Работа со схемами.

 Задание: прочитайте предложения и составьте схемы.

1.Чтобы сделать что- нибудь великое , нужно все силы души устремить в одну точку
 ( Чтобы…), […].
2. Трудности существуют, чтобы их одолеть.

 [… ], (чтобы..).          

3.Там, где растут розы, растут и шипы.
[Там… ,(где  …),..].

   Выводы урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ показались интересными?

Кто доволен работой?

Назвать тех, кто хорошо поработал на уроке.

Выставление оценок.

 Д/З  $12 на стр. 82-83, $ 16 стр.110 упр.141

                       

                         ( 11 класс ) ( государственный язык обучения)

Цель:

  1. повторить обстоятельства, виды обстоятельств, способы выражения.
  2. уметь находить обстоятельства в предложении, определять виды и способы их      выражения;  выделять главное в увиденном, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
  3. учащиеся демонстрируют навыки самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу.

 Оборудование: структурные карты , таблицы.

 Ход урока:                    1. Оргмомент.

  1. Проверка д/з
  2.                 Мозговой штурм

 Задание:  найти правильные утверждения  (да/ нет).

1.Подлежащее и сказуемое – второстепенные члены предложения (нет).

  1. Второстепенные члены предложения по их значению делятся на три группы (да).
  2. Дополнение – это второстепенный член предложения со значением предмета, который отвечает на вопросы падежей (нет).
  3. Дополнение выражается существительным и местоимением в форме косвенных падежей с предлогом или без предлога (да).

5.Дополнение бывает прямое и косвенное (да).

  1. Обстоятельства отвечают на вопросы : когда? где? почему? зачем? как? и др. и поясняют сказуемое (да).
  2. Обстоятельства выражаются существительными, прилагательными (нет).

                          Синтаксический разбор предложения (слайд)

Вывод : обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака.  Обстоятельство зависит от сказуемого.

Работа в группах .

 Задание : запишите предложения , определите виды обстоятельств, способы  выражения.

1 группа

  1. Я побежал вперед

2.Мы приехали вчера

3.Мы пошли пешком.

2 группа

Задание : запишите предложения , определите виды обстоятельств , способы     выражения

  1. От усталости у меня кружится голова.
  2. Я пришла мириться.
  3. Он был очень внимателен.

3 группа

Задание : запишите предложения , определите виды обстоятельств , способы выражения

  1. На востоке краснела заря.
  2. Несмотря на дождь, мы все вышли из дома.
  3. Если пойдет дождь, появится много грибов в лесу.

Вывод : в зависимости от вопроса можно определить вид обстоятельств.

Работа по таблице

Практическая работа.

 Задание:  запишите предложения , определите виды обстоятельств , способ выражения.

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).

Творческое задание. Конструирование текста.

1группа

 Задание: добавьте в данные предложения обстоятельства , определите их виды и способ      выражения

  1. В день отъезда я зашел к другу (зачем?)….. (обст.цели)

2.(Обст. места)…поднималось солнце.

3(Обст. времени)… над лесом занялся пожар

2 группа:

Задание: добавьте в данные предложения обстоятельства , определите их виды и способ е выражения.

  1. (При каком условии?)….вы сможете добиться больших успехов.
  2. Он (почему?)…..на месяц освобожден от занятий физкультуры.
  3. Он работал (как?)….

3 группа:

Задание: добавьте в данные предложения обстоятельства , определите их виды и способ выражения.

  1. (При каком условии?)…., не суйся в воду.
  2. (Несмотря на что?)…., мы отказались участвовать в конкурсе.
  3. Анна смеялась (до какой степени?)….

Контроль. Тест-пятиминутка

  1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее

  1. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении: «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением

  1. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении: «От жары и духоты книзу клонятся цветы»

а) место б) время в) образ действия г) причина

  1. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении: «Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель б) время в) образ действия г) причина

  1. Определите вид обстоятельства красуясь и играя по значению в предложении

И звуки полетят , красуясь и играя.

а) место б) время в) образ действия г) цель.

  Ключ: 1-в; 2-г; 3-г; 4-а; 5-в

Работа по учебнику. ( Упр. 88, стр. 70 ) (1,2,3,4, 5, 6, 7, 8)

Задание: спишите , вставляя вместо точек пропущенные предлоги. Выделите         графически обстоятельства и определите их виды

Кластер

 

Проверочная работа.

Задание: прочитайте текст, определите стиль и тип текста. Найдите обстоятельства, укажите их вид и способ выражения.

 Дул холодный ветер. При его резких порывах что-то зажурчало. Ажар невольно огляделась вокруг. Неужели где-то поливают, и журчит вода. Нет, стихло вдруг. Обдало холодным ветерком, и опять что-то зажурчало. Приглядевшись, обнаружила , что это прошлогодние парашютики  клена трепещут на ветру.   То сильнее шелест, то снова тихо… ( У. Тажикенова).

 Рефлексия. Самооценивание.

– Вспомните, какие цели мы ставили?

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

– Кто испытал трудности сегодня на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать.

Домашнее задание (заранее записать на доске)$ на  стр.68-69 (правило) упр. 87стр. 69.

Тема:Знаменитости и спорт

Цели урока:

Образовательная: Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.

Развивающая:Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.

Воспитательная:Воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Метод урока: урок- экскурсия, поиск.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!  Закройте класса, представьте,   что вы знаменитость, поаплодируйте себе.( три хлопка)

Домашнее  задание:  Выпишите из толкового словаря  несклоняемые существительных, объясните их лексическое значение.(5-6).

2.Мотивация учебной деятельности

1.Видеофильм «Знаменитости Казахстана».

Вопросы после просмотра:

– О чем фильм, назовите казахстанских знаменитостей спорта?

-Кто среди них наш  земляк? (ИванДычко (род. 11 августа 1990 годаРудный,  — казахстанскийбоксёр– профессионал, выступающий в тяжёлой весовой категории. Бронзовый призёр Олимпийских игр (20122016 ). Трёхкратный призёр чемпионатов мира (2011, 2013, 2015). Чемпион Азии ( 2013). Чемпион Азиатских игр в Инчхоне (2014). Финалист Азиатских игр в Гуанчжоу (2010). Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан (2012)

– А вы  занимаетесь спортом?

– Как вы думаете, о чем  мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема урока. Знаменитости и спорт, цель урока

  1. Изучение новой темы:

1.Синтаксическая пятиминутка.

Теперь, как гласят правила, каждая команда должна пробить пенальти, чтобы разрешить судьбу игры. Был забит завершающий победный гол рядового матча, об окончании которого возвестил рефери сигналом судейского свистка. На всех мировых чемпионатах и международных соревнованиях назначаются жюри с целью разрешения всех вопросов, возникающих в ходе соревнований.

Задание: Прочитать текст, назовите иноязычные слова. (пенальти, рефери, жюри)

  1. Лигвистический диктант: регби, пенальти, авторалли, самбо, дзюдо, сальто, ушу

( объясняется лексическое значение слов)

  1. Тренировочное упражнение ( просклонять слова пенальти, урок)
И.п кто? что? урок пенальти
Р.п кого? чего?    
Д.п кому? чему?    
В.п кого? что?    
Т.п кем? чем?    
П.п о ком? о чем?    

-Проверим.

-Что вы можете сказать о существительных урок и пенальти ?

Да, существительное  пенальти  не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Вывод:  Это несклоняемые имена существительные, которые  имеют одну и туже форму для всех падежей.

  1. Информационный проект « Несклоняемые имена существительные»( защита ученицы)

В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и  не изменяются по числам. К ним относятся:

  • нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными  -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
  • иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
  • русские  и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
  • сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО
  1. Физминутка

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай

И никогда не изменяй!

-О чем это стихотворение?

-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?

-Правильно, эти существительные не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.Что нужно знать ,чтобы правильно подобрать окончание?

6.Работа с таблицей  ( определение  рода несклоняемых существительных)

Мужской род Женский род Средний род
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола или животных: какаду, шимпанзе, кенгуру и т.д. Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, леди, фрау и т.д. Несклоняемые неодушевленные имена существительные: шоссе, алоэ, метро, эскимо ит.д.

Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит. Существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный Алматы.

4.Закрепление новой темы:

1.Распределительный диктант
средний          мужской       женский

Просторн… фойе,  широк… авеню,  быстр… такси,  остроумн… конферансье, справочн… бюро,   забавн… пони, пестр…   колибри,  шерстян..   трико, свеж… кольраби, кратк… резюме.

  1. Устная разминка

Существительное                                              Прилагательное

табло

жюри

татами

рефери

сальто

шампунь

тюль

3.Объяснительный диктант

Задание: Раскройте скобки, правильно согласовать несклоняемые существительные с  прилагательными.

Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти.

4.Творческая работа

Задание:  Составить текст   на данную тему,  использовать вводные слова.

1 группа.  Дзюдо

2 группа. Самбо

3 группа. Ушу

Подведение итогов:

1.Верные и неверные утверждения

-Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

-Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

-Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.

-Несклоняемые имена  существительные- слова иноязычного происхождения.

2.Памятка

-Несклоняемые  имена  существительные – это слова иноязычного происхождения.

-Для всех падежей имеет одну  форму.

-Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

3.Стратегия «Светофор»

  1. Оценки.