Орыс тілі мен әдебиет

                   Тема: Односоставные предложения .  Определенно-личные предложения.

 Дата : 22. 11. 2018 г.

 Класс :11 « А» класс                       

 Учитель : Агайсина Р. К.

Цели: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения; повторить определенно-личные предложения ; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям; развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи ;  прививать любовь к русскому языку.

Ход урока                                    1. Оргмомент .

  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
  2. Запишите число, классная работа.
  3. На столе лежит лист оценивания . В конце урока спикер  оценит вашу работу.

 «5»- без ошибок             «4» – 1-2 ошибки               «3»- 3   и более ошибок

  1. Актуализация изученных знаний.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?

  1. 3. Цифровой диктант

 Задание  :перепишите  предложения .   Если предложение односоставное, ставим -1, если предложение двусоставное , ставим -2.

1 .Я помню чудное мгновенье. 2.  Яд каплет сквозь его кору. 3 .Зима.  4.И я судьбу

благословил. 5 . Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!6. Отчизне

посвятим души прекрасные порывы!7. Приветствую тебя, пустынный уголок.

8.Я гимны прежние пою.

                               4 Ключ  ) (слайд )

                                   (22121112)

  1. Проблемная ситуация. (слайд4)

Посмотрите на слайд и   найдите  односоставное определенно-личное предложение , выпишите его

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное  , о/л).  

Как вы думаете , какова тема сегодняшнего урока?

 Как на казахском языке называются односоставные определенно- личные предложения ?

                            6.Изучение нового материала. Анализ предложений.

 Задание : запишите  предложения , определите сказуемое  , чем оно выражено

 1 Люблю грозу в начале мая.- глаг .,1лиц.,  ед ч., .  наст . вр.

2  . Выйду , сяду под рябиной , буду слушать соловья – глаг., 1л., ед., ч. буд. вр .

3 . Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии .- глаг., 1 лиц.,  мн, ч., буд. вр. 

 4 Уходи , зима седая ! – глаг ., повелительного наклонения . 

 Вывод : о/л предложения – это односоставные предложения , в которых сказуемое выражено глаголом 1-2 лица  ед. и мн .ч.  настоящего и будущего времени  или глаголом повелительного наклонения .

 Какие местоимения к сказуемым  можно подставить  ?  ( я-мы, ты – вы ).

 Является ли обращение членом предложения ?

  1. Тренировочная работа

 Задание :  перепишите предложения , найдите сказуемое , способ его выражения , определите тип предложения .

 Уходим завтра в море . Задумчиво хожу и меряю пустых пространство мест. Храни меня , мой талисман . Дай мне , няня, мне перо и бумагу .Сижу за решеткой в темнице сырой .Шумите , осыпайтесь листья . Напиши мне письмецо!   На небе гаснут облака. Пойдемте  в сад  . Давайте поработаем. Соловьиное эхо несется  с блестящей реки.                             

  1. Творческая работа

 Задание : составить инструкцию на тему :   1 группе – «Утренняя зарядка».

 2 группа – руководство «Как приготовить салат из свежих овощей».

   3 группа – инструкция «  Как я делаю уроки «
                                      9. Тестирование. Взаимопроверка

Задание  : укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья, берегите природу!

                               Ключи:

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

                                 7  .  Работа с текстом

                                1 группа

 Задание : перепишите  текст  , найдите сказуемое , способ его выражения , определите тип предложения .Ознакомься с тем , что рекомендует Всемирная организация здравоохранения детям

 Познай самого себя. Пойми , как меняется и растет твой организм .  Содержи тело в чистоте . Часто мойся . Чисти зубы и ногти .  Заводи друзей . Будь хорошим другом сам . Научись говорить с друзьями и родителями.  Научись выслушивать их.

                                                2 группа

 Задание : разобрать предложение . Приветствую тебя , пустынный уголок

                                              3 группа

 Задание : перепишите текст , ставя глаголы , заключенные в скобки,  в форме множественного числа повелительного наклонения . Определите тип предложения .

 Отталкивание от опоры – необходимое условие движения . Но всегда ли так бывает ? ( Взять ) в руки тяжелую палку . ( Встать ) на лед . ( Бросить)  палку вперед . Что произойдет ? Вы покатитесь назад . Но вы ведь и не думали отталкиваться ногой ото льда.  (Какое явление в физике  мы рассмотрели ) Мы рассмотрели явление отдачи .

  1. Подведение итогов . Спикеры выставляют оценки .

 11 .Д/З $ на стр. 119, упр. 159

 

 

Открытый урок  по теме : Любимое время года .

 

Раздел III. Климат: погода и времена года

 Средняя школа № 20  имени Мариям Хакимжановой
Тема: Любимое  время года   ФИО: Таскумбаева Нагима Каликановна, учитель русского языка и литературы  
Класс: 6 «Ә» Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)  6.3.1.1- понимать основную информацию, определяя тему, основную мысль ;

6.4.3.1-представлять информацию в виде  текста- рассуждения ; 

6.5.1.1- употребление отрицательных местоимений и их   правописание ;

 

 

Цели урока Все учащиеся смогут :

Все учащиеся смогут:

– узнать,  что обозначают  отрицательные  местоимения, как они образуются;

– познакомиться с раздельным и слитным написанием отрицательных местоимений ;

– отвечать на «тонкие»  вопросы, употребляя  отрицательные    местоимения ;

– составить синквейн

Большинство учащихся смогут:

— составить текст- рассуждение  ;

– объяснить слитное и раздельное написание отрицательных местоимений ;  

Некоторые смогут:

–  анализировать эссе

Уровни мыслительных навыков  по Блуму понимание ,  применение, анализ, синтез, оценка
Привитие

ценностей

 

 

– развитие познавательных  и творческих способностей ;

 – воспитание чувства прекрасного;

 – развитие коммуникабельности , сотрудничества

Установленные ценности станут стержнем деятельности учащихся и проявятся в их способностях:

·         творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения;

·         быть коммуникативным, уметь   работать в коллективе;

·         проявлять уважение к мнению  других; 

·         быть дружелюбным и заботливым, чтобы относиться к себе и другим с уважением.

Межпредметные

   связи

География , казахский язык , английский язык , музыка
Предварительные знания Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности  письма и речи.
Ход урока:
Запланиро- ванные этапы   урока  

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

     1  мин.

 

 

4 мин.

 

 

I.Оргмомент.

Приветствие. Создание  коллаборативной  среды.                           Игра « Хорошее настроение ».

– Похлопайте в ладоши те,  у кого хорошее настроение, посмотрите друг на друга , улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

II. Проверка домашнего задания.

     Упр.3 с 125.

-На что указывают неопределенные местоимения?

-Когда неопределенные местоимения пишутся через дефис?   (вывод : указывают на неопределенные  предметы, признаки, количество. Пишутся через дефис , если эти местоимения образуются с помощью приставки кое-  и суффиксов –то ,-либо, -нибудь ).

 

 

 

 

 

слайд 1

Середина урока

 

 

 

5 мин.

   

 

 

 

    5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   

 

 

    

      2 мин .

 

     1 мин.

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 8 мин

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

      2 мин.

 

 

 

1 мин.

  2 мин

III Актуализация знаний.

 Послушайте и отгадайте загадки. Отгадки переведите на казахский и английский языки.

 *Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.                 
Зовут меня… (зима- қыс – winter).

* Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…(осень- күз-аutumn)

* Солнце греет и печёт
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла…( весна- көктем-spring)

* Это милая пора – 
солнце, зелень и жара.(лето- жаз-summer)

– О чем эти загадки? (определение темы урока).

2.Работа в тетради. Записывают число и тему урока.

Сообщение целей урока.

IV. Изучение новой темы.

      Работа по таблице «Отрицательные местоимения»

1.Отрицательные местоимения обозначают
отрицание(отсутствие)  предмета, признака,количества Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько
           2.Отрицательные местоимения образуются
от вопросительных местоимений

( кто? что? какой? чей? сколько?)  +  приставки НИ-,НЕ-

           3.Правописание отрицательных местоимений
Под ударением пишется  приставка НЕ-(некого ждать, нечему радоваться )  Без ударения пишется  приставка НИ- ( нисколько не устал, никакой беды)  
НЕ,НИ пишется с отрицательными местоиме-ниями слитно , если  между ними нет предлога ( ничего, никем , ничто, некого, нечего) НЕ, НИ пишется раздельно,

если  отделяются от местоимения предлогом

( не с кем  поговорить ,

ни перед кем не виноват )

    Физминутка(видео).

V. Закрепление изученного.  

   1. Упр.1.Ответьте на «тонкие»  вопросы,  употребляя отрицательные местоимения( устно).

  2. Не или ни? Слитно или раздельно?

 Спишите, объясните написание отрицательных местоимений. Определите падежи у отрицательных местоимений.

( работа  в группе )  

Для 1 группы :

*В доме н..кого не было. Мне  н…кого  было обвинять. Дети ни(на)что не  смотрели  .

Для 2 группы :

*На улице н…чего не было видно. Н…кого просить, если остался один.  Во дворе брат ни( с)кем не играл.

Критерии оценивания :

– правильно вставляют пропущенные буквы -1 балл

– допустили ошибку при   вставлении  пропущенных букв -0 баллов

– правильно раскрывают скобки-1 балл

– неправильно раскрывают скобки-0 баллов

-правильно объясняют правописание отрицательных местоимений -1 балл

– не могут объяснить  правописание отрицательных местоимений-0 баллов

– правильно определяют падеж  у отрицательных местоимений-1балл

– допустили ошибку при определении  падежа  у отрицательных местоимений-0 баллов

3.Упр с 131. Поговорим, поспорим( устно) .

   Прочитайте эссе, написанное ученицей. Определите его тему и основную мысль. Какое ваше любимое время года? Ответить на вопрос , используя ПОПС – формулу .

П- позиция. Мое любимое время года -…

О- объяснение . Потому что …

П- примеры. Например,…

С- следствие , вывод. Из этого следует , что…

Критерии оценивания :

определяют  тему эссе-1 балл

– затрудняются определить  тему эссе -0 баллов

– определяют  основную мысль  эссе-1 балл

– затрудняются определить  основную мысль  эссе -0 баллов

– отвечают на вопрос , используя ПОПС – формулу-1 балл

-отвечают на вопрос , нарушая  последовательность ПОПС – формулы-0 баллов.

4.Послушайте музыку П.И.Чайковского ( «Осенняя песня »).

-Как вы думаете , о каком времени года  напоминает   музыка?

-Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

 -Поделитесь своим мнением.

-Составьте синквейн к слову  осень.

Критерии оценивания :

дают правильный ответ на 1 вопрос -1 балл

неправильно отвечают0 баллов

дают правильный ответ на 2 вопрос -1 балл

неправильно отвечают на 2 вопрос0 баллов

соблюдают порядок составления синквейна -1 балл

–  не соблюдают порядок составления синквейна -0 балл

V.Итог урока.  Рефлексия «Незаконченное предложение».

       Сегодня

       на уроке

узнал  …
научился …
могу похвалить себя и своих

одноклассников  за …

 

VI.Домашнее задание. стр. 128,130  правило учить  упр 7 стр.130

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

портрет композитора

аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин Домашнее задание: с 128, 130 правило учить ,  с 130  упр .7

 

 

Тема урока

 ( 9 класс) ( государственный язык обучения).

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели и  места

Цели:

1.дать понятие об СПП с придаточными обстоятельственными цели и места, о знаках препинания в таких предложениях , о составлении схем.

2.уметь находить СПП с придаточными обстоятельственными цели и места , расставлять знаки препинания в таких предложениях, составлять схемы  .

3.воспитание интереса к изучению русского языка.

 Оборудование: Презентация, структурная карта.

Ход урока:

1.  Оргмомент. (слайд 1) 

2. Работа над предложением

 Задание: запишите предложение, дайте характеристику, найдите главное и придаточное предложение, определите место придаточного предложения , составьте схему предложения

         Язык, чтобы оставаться средством общения,  должен постоянно развиваться.

                                                                                                                   (А. Корнилов)

 (Пов., невоскл.,сложное, союзное, с/п).      

 [        , ( чтобы…   ),     ].

— Сформулируйте  и запишите тему нашего урока.

 (СПП с придаточными обстоятельственными цели)

3.Объяснение нового материала

Задание: прочитайте  $12 стр. 82-83,  ответьте на   вопросы  опорного конспекта

                                         « ВОПРОС»  (слайд 2)

В – вопросы (  зачем? для чего ? с какой целью?)

О – относится  ( относится ко всему главному предложению )

П – присоединяется союзами ( чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

о

С – стоит ( придаточное предложение может стоять впереди, в середине и  после главного предложения ).

                                    4 .Выборочная работа.   (слайд 4).

 Задание: прочитайте , определите тему и основную мысль текста.  Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели,  определите грамматическую основу предложения, составьте схемы, объясните знаки препинания.

 Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

     Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

     Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

     Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Наприме